Немецкая оккупация и Катастрофа в Харькове

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 16/01/2011
Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р

Немецкая оккупация Харькова началась 24 октября 1941 и длилась с перерывами до — 23 августа 1943 года.

Содержание

Захват Харькова немцами

Файл:Bundesarchiv Bild 183-L20721, Charkow, deutscher Einmarsch.jpg
Немецкие войска в разрушенном Харькове, 11 ноября 1941 г.
Файл:Bundesarchiv Bild 183-B13132, Charkow, Sturmgeschütz und Schützenpanzer.jpg
Немецкие танки на улице Сумской

Несмотря на упорное сопротивление советских частей и ожесточённые бои в центре и отдельных районах, 24-25 октября 1941 года город был захвачен немецкими войсками (окончательно оставлен РККА в 22:30 25 октября).


Система оккупационной власти в городе

Система власти в городе с 24 октября 1941 г. по 9 февраля 1942 г.

Особую жестокость оккупантов определила среди других факторов система местной власти, организованная в Харькове. В отличие от других захваченных украинских городов, где власть была передана гражданским органам, в прифронтовом Харькове для управления захваченной территорией создавались специальные органы военного управления. В руках боевых частей был полный контроль над городом.


Новый этап развития военного управления (с 9 февраля 1942 г.)

Новый этап развития военного управления в Харькове начался 9 февраля 1942 г., когда власть в городе взяла на себя фельдкомендатура , преобразованная через соответствующее кадровое усиление на штандорткомендатуру. А 28 февраля из Харькова в Богодухов отправился и штаб тылового армейского района 585. По причине особенного значения Харькова город был передан непосредственно командующему тыловым районом группы армий «B».

Украинская вспомогательная полиция

Общеполицейские функции в городе должна была выполнять полиция порядка, которая состояла, в соответствии с указом от 26 июня 1936 г., из шуцполиции, жандармерии, полиции пожарной охраны и некоторых других подразделений. Её главное задание состояло в обеспечении безопасности занятых районов. Однако даже значительных немецких сил было явно мало для наведения порядка в Харькове. Поэтому новая власть привлекала к службе в полиции местное население.

Файл:TREU TAPFER GEHORSAM.jpg
Нашивка полицаев, служивших в «шуцманшафте»

На Украине уже с первых дней оккупации началось создание украинской милиции, которая со временем ставала всё более неподконтрольной немецкой оккупационной власти и занималась вопросами построения украинской государственности и местного самоуправления. Однако такое течение событий не устраивало оккупационную власть. Учитывая большую потребность в специальных полицейских силах и неприемлемость существования малоконтролируемой местной милиции, рейхсфюрер СС и шеф немецкой полиции Гиммлер издал 6 ноября 1941 г. указ о создании специальных полицейских сил из местного населения, или приказ о так называемом «шуцманшафте». Исполняя директиву Гиммлера, на Украине 18 ноября 1941 г. был издан указ о «роспуске неподконтрольной украинской милиции» и организации «шуцманшафта». В приказе речь шла о необходимости привлечения в «шуцманшафт» лучших представителей украинской милиции и о обезоруживании и ликвидации оставшейся части украинской милиции. Летом 1942 г. формирование украинских полицейских батальонов было прекращено из-за большого влияния в них украинских националистов и неполную подконтрольность.

Холокост в Харькове

Большая часть евреев успела покинуть город. Не все евреи города оказались в списке, но уничтожены были практически все: по немецким источникам — 11 тыс., по экстраполяционной оценке Чрезвычайной государственной комиссии Советского Союза по расследованию фашистских преступлений — 15 тыс. Основная масса евреев была уничтожена в декабре 1941 – январе 1942 гг. в Дробицком Яре близ Харькова. Другую группу — около 400 человек (преимущественно старшего возраста) заперли в синагоге на улице Гражданской, где они умерли от голода и жажды. В числе погибших — выдающиеся деятели культуры и науки математик А. Эфрос, музыковед профессор И. И. Гольдберг, скрипач профессор И. Е. Букиник, пианистка Ольга Григоровская, балерина Розалия Алидорт, архитектор В. А. Эстрович, профессор медицины А. З. Гуревич и другие.

По данным уже упомянутой обязательной регистрации населения, в специальные «жёлтые» списки было занесено 10271 человек еврейской национальности, среди которых более 75 % составляли женщины, старики и дети. [1] Уже с первых дней оккупации евреи испытывали издевательства и преследования. Определённая часть харьковских евреев в предчувствии трагедии пыталась выдать себя за русских или украинцев, но все эти попытки оккупационная власть беспощадно разоблачала. 14 декабря 1941 г. был издан приказ, в соответствии с которым всё еврейское население города в двухдневный срок должно было переселиться на окраину города, в бараки станкостроительного завода. Неповиновение каралось расстрелом. На протяжении нескольких дней, в лютый мороз, люди шли навстречу своей смерти. В рассчитанные на 70-80 человек бараки загоняли до 800 человек. [2] В созданном гетто евреев морили голодом. Замеченные в малейшем нарушении режима немедленно расстреливались. 26 декабря немцы объявили запись для желающих уехать в Полтаву, Ромны и Кременчуг; при этом не разрешалось брать с собой личные вещи. На следующий день к баракам подъехали закрытые автомашины. Люди, поняв провокацию, отказывались в них садиться, но солдаты силой вывозили их из лагеря. На протяжении нескольких дней часть евреев на этих автомашинах, часть евреев пешком пригнали в Дробицкий яр, где все они были расстреляны. [3]
Алексей Толстой по этому поводу написал следующие строки [4]:

Немцы начали своё хозяйничанье тем, что в декабре 1941 года убили, свалив в ямы, поголовно всё еврейское население, около 23 — 24 тыс. человек, начиная от грудных младенцев. Я был при раскопках этих ужасающих ям и удостоверяю подлинность убийства, причём оно было произведено с чрезвычайной изощрённостью, чтобы доставить жертвам как можно больше муки.

В январе 1942 г. на улицах Харькова появился специальный автомобиль с герметичным кузовом, предназначавшийся для уничтожения людей — газваген, прозванный в народе «душегубкой». В такой автомобиль загоняли до 50 человек, впоследствии погибавших в жутких мучениях из-за отравления угарным газом.


Места массового уничтожения людей

В Харькове засвидетельствованы более десяти мест массового уничтожения людей. Среди них — Дробицкий Яр, Лесопарк, лагеря военнопленных в Холодногорской тюрьме и районе ХТЗ (уничтоженное еврейское гетто), Салтовский посёлок (место расстрела пациентов Сабуровой дачи), клинический городок областной больницы по ул. Тринклера (место сожжения живьём нескольких сот раненых), места публичных повешений вдоль ул. Сумской и на Благовещенском базаре, двор гостиницы «Интернационал» (Харьков) (место массового расстрела заложников), «газвагены»-душегубки.. Все они стали мемориальными памятниками и напоминают живым о преступлениях оккупантов, трагедии войны.

Голод

Условия жизни харьковчан в оккупированном городе были чрезвычайно тяжёлыми. Главной проблемой в это время стал страшный голод, возникший по причине полного безразличия городской власти к вопросам поставок продовольствия. Люди ели буквально всё: шелуху картофеля, кормовую свеклу, казеиновый клей, домашних животных.

Люди начали опухать, большинству из них было трудно даже элементарно передвигаться. Стала обычной картина: сгорбившиеся фигуры харьковчан, запряженные в детские сани, на которых они перевозили умерших родных людей. Во многих случаях не хватало сил похоронить умерших или же это просто было некому делать.

По данным Харьковской городской управы, в 1942 году от голода умерли 13139 харьковчан, что составляло более половины всех умерших за этот период.

Последствия оккупации

  • Харьков стал самым разрушенным из всех крупных городов СССР после Сталинграда. (По мнению А. Парамонова, Днепропетровск был разрушен больше).
  • Постоянное население города уменьшилось минимум на 700 тысяч человек. С беженцами — более чем на миллион.[5] К августу 1943 года население Харькова составило всего около 190 тысяч человек.
  • Было полностью истреблено еврейское население Харькова, попавшее в оккупацию, составлявшее до войны 19,6 % населения города.


См. также

  • Харьковский процесс над военными преступниками (декабрь 1943)
  • Дробицкий Яр — место массового уничтожения евреев

Ссылки

Фото- и кинохроника


Источники информации

Использованные в статье

  1. А. В. Скоробогатов Харків у часи німецької окупації (1941—1943). — Харків: Прапор, 2006. — 376 с. — 1 000 экз. — ISBN 966-7880-79-6
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок History20 не указан текст
  3. Книга пам’яті Дробицького яру : [Спогади. Нариси. Документи / Авт.-уклад.: Лебедєва В., Сокольський П. — Х.: Прапор, 2004. — 207 с.: ілюстр.
  4. О доблести, о подвигах, о славе: К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. / Сост. А. В. Меляков; Редколл.: Л. С. Сорока (гл. ред.) и др. — Х.: Золотые страницы, 2005. — 186 с.
  5. Полковник Н. И. Рудницкий. «Военкоматы Харькова в предвоенные и военные годы». Согласно телефонному справочнику Харьковской АТС на 1 января 1947 года, Н. И. Рудницкий проживал по улице Данилевского, 17; номер телефона 3-37-70

Прочие

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в ru.wikipedia, которая в дальнейшем могла быть изменена и/или дополнена. Опубликовано на условиях лицензии CC-BY-SA.