Штернберг, Лев Яковлевич
Источник:
Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначения
|
||||||||
|
Штернберг, Лев Яковлевич (1861, Житомир, – 1927, Ленинград) - русский этнограф, глава школы эволюционизма в России, общественный деятель.
Биографические сведения
Вырос в частично сохранившей традиции еврейской семье. Недолго проучившись в раввинском училище, перешел в гимназию. В гимназии подружился с М. Кролем (1862–1942), впоследствии адвокатом, с ним вместе вступил в революционную организацию «Народная воля».
После гимназии Штернберг поступил на юридический факультет Одесского университета, но не успел окончить его, так как в 1885 г. за участие в съезде «Народной воли» в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) был арестован и после почти трехлетнего одиночного заключения отправлен в ссылку на остров Сахалин (1889).
В заключении изучал английский и итальянский языки, переводил поэзию. В ссылке, не имея специального этнографического образования, занялся изучением быта и верований гиляков, язык которых исследовал и описал. Информацию о своих наблюдениях печатал сначала в еженедельнике «Владивосток», затем в газете «Русские ведомости» (1892). На его информации основана статья Ф. Энгельса «Вновь открытый случай группового брака» (1892).
Летом 1891–92 гг. Штернберг провел перепись гиляков, орочей и айнов. Описал Медвежий праздник, основал на острове Сахалин краеведческий музей. В 1893 г. журнал «Этнографическое обозрение» напечатал его статью «Гиляки». В 1895 г. Краеведческое общество изучения Амурского края и Хабаровское отделение Географического общества добились перевода Штернберга с острова в Приамурье для изучения амурских гиляков и других народов. За два года (1895–96) он провел три экспедиции.
В 1897 г. был освобожден и вернулся в Житомир. В 1899 г. приехал в Петербург и стал работать в Музее антропологии и этнографии Академии наук. В 1902 г. Штернберг получил диплом об окончании юридического факультета Петербургского университета.
Штернберг был секретарем Русского отдела Международного комитета по изучению Азии, принимал участие в международных антропологических и этнографических конгрессах в Берлине, Лейпциге, Стокгольме, в 1900–1902 гг. вместе с В. Богоразом, В. Иохельсоном участвовал в северо-тихоокеанской экспедиции, проведенной Американским музеем естественной истории под руководством Ф. Боаса, где также собрал материал по гилякам.
В 1905 г. впервые выступил с докладом о культуре айнов в Антропологическом обществе при Петербургском университете, затем неоднократно возвращался к этой проблеме, последний раз — в 1926 г. на Тихоокеанском конгрессе в Токио. Его работа «Айнская проблема» вышла после его смерти («Этнография», 1929).
Не оставляя работы в Музее антропологии и этнографии, с 1916 г. начал преподавать на географических курсах. После открытия Географического института в 1918 г. стал деканом этнографического факультета и остался им, когда в 1925 г. институт вошел в состав Ленинградского университета на правах факультета. Ученики Штернберга образовали ядро созданного по инициативе В. Богораза Музея истории религии и атеизма АН СССР.
Деятельность Штернберга имела большое значение для развития советской этнографии. Стадиальная теория развития человечества и сравнительно-исторический метод Штернберга определили характер исследований в советской этнографии. Штернберг придавал большое значение полевой работе и старался обеспечить такую практику всем студентам. Результатом явились несколько студенческих сборников, вышедших в 1924–26 гг. с предисловиями Штернберга и В. Богораза.
Под влиянием идей Ф. Энгельса Штернберг интерпретировал собранные им данные о народах, не имевших письменности, как свидетельства наличия у них первобытного коммунизма и группового брака. Эти выводы впоследствии не подтвердились, но не утратили значения описанные им примеры наличия у этих народов брачных классов и особенно исследования о первобытных формах религий. Сведения о коренных народах Сибири имели большое значение для социально-политических преобразований в этих регионах.
Штернберг посвящал много времени публицистике и еврейской общественной деятельности. Еще в гимназические годы он посылал корреспонденции в журнал «Русский еврей» и сотрудничал в житомирской газете «Волынь». В 1895 г. он был фактически редактором еженедельника «Владивосток» (см. выше), где, наряду со статьями научного характера, печатал статьи по вопросам местной жизни, фельетоны и рассказы.
В 1901–1905 гг. Штернберг был сотрудником журнала «Русское богатство», возглавлявшегося Н. Михайловским и В. Короленко, печатал статьи в журналах «Сын отечества» и «Наши дни». Его статья «Трагедия шестимиллионного народа», впервые напечатанная в журнале «Сын отечества» (апрель 1905 г.), а впоследствии четырежды переизданная отдельным оттиском (3-е изд. в 1908 г., 4-е изд. в 1909 г.), была страстным протестом против угнетения евреев в России.
Под инициалами Л. Ш., Л. Ш. Г., Sh., St. и другими Штернберг опубликовал ряд статей по общественным вопросам в русско-еврейских изданиях. Он был одним из основателей Еврейской народной группы, близкой к конституционно-демократической партии, и активно печатался в органе этой группы «Свобода и равенство» (1907). Среди прочих он напечатал там статьи «Национальное течение в русском еврействе» и «Задачи русского еврейства» (последняя вышла также отдельным изданием на русском языке и идише).
В своей публицистике Штернберг отстаивал идею гражданского и национального равноправия евреев, одновременно выступая против таких мер, которые могли бы, по его мнению, усилить обособленность еврейского населения. С этих позиций он выступал против сионизма, в котором усматривал капитуляцию перед антисемитизмом и отказ от борьбы за равноправие. Штернберг предлагал ввести дополнительное преподавание еврейского языка и традиций для групп учащихся евреев в общих школах («Врозь или вместе», 1907).
В 1910–18 гг. Штернберг сотрудничал в еженедельниках «Новый Восход» и «Еврейская неделя», где поместил целый ряд передовиц и других статей и серию «Беседы с читателем» (43 беседы), посвященные главным образом идеологическим проблемам еврейской национальной и общественной жизни.
Глубокая приверженность Штернберга своему народу нашла выражение в его научной деятельности, в значительной мере определившей теоретические основы еврейской этнографии в России. В статье «Новейшие работы по антропологии евреев» (СПб., 1912) Штернберг подверг уничтожающей критике псевдонаучные писания немецких расистов — предшественников нацизма. Утверждая, что евреи «не только раса, но и нация с богатым фондом великих исторических воспоминаний и духовно-моральных ценностей», Штернберг доказывал невозможность их ассимиляции, которая была бы национальным самоубийством. С. Ан-ский под руководством Штернберга составил «Программу по этнографии евреев», вышедшую под его редакцией в 1914 г. в Санкт-Петербурге.
До революции Штернберг был одним из активных деятелей Еврейского историко-этнографического общества. Благодаря его усилиям, общество было восстановлено в 1923 г. после длительного перерыва, вызванного гражданской войной и всеобщей разрухой. Штернбергу и его сотрудникам удалось снова открыть музей общества. Штернберг стал также председателем редакционной коллегии научного органа общества «Еврейская старина», выходившего до 1918 г. под редакцией С. Дубнова.
В первом после вынужденного перерыва сборнике «Еврейской старины» (т. 11, 1924) была опубликована работа Штернберга «Проблема еврейской национальной психологии». В ней он обосновывал тезис, согласно которому еврейский народ на протяжении всей своей истории, несмотря на рассеяние и беспрестанные смены физической и социальной среды, неизменно проявлял прирожденный комплекс психических особенностей, лежащих в основании его национального творчества. Согласно Штернбергу, этот комплекс слагается из рационалистического интеллектуализма, социальной эмоциональности и оптимизма.
В этом же томе «Еврейской старины» была опубликована небольшая статья Штернберга «Роль сохранения имени в еврейском левирате», в которой подчеркивается, что свойственное евреям в древности представление о том, что душа человека (отождествляемая с кровью) после его смерти продолжает жить в его потомстве, лежит в основе идеи вечности еврейского народа.
В 12-м томе «Еврейской старины» (1928), посвященном памяти Штернберга, были напечатаны его статьи «Памяти Алексея Исаевича Браудо» (см. А. Браудо) и «Проблема еврейской этнографии», в которой намечалась широкая программа исследований в различных областях науки о еврействе. Эта статья, написанная тяжело больным Штернбергом, была как бы его духовным завещанием, которому не суждено было исполниться в условиях коммунистической диктатуры.
Источники
- КЕЭ, том: 10. Кол.: 356–359.
-
Ошибка создания миниатюры: Не удаётся сохранить эскиз по месту назначенияУведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШТЕРНБЕРГ Лев Яковлевич в ЭЕЭ