Рамсес II

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 20/12/2024
Бюст Рамсеса II в Британском музее
Мумия Рамсеса II и Анвар Садат (справа).

Рамсес II (רעמסס השני) - фараон Нового Царства в древнем Египте, при котором, по современным научным данным, произошёл исход евреев из Египта.[1]

Содержание

Известные исторические сведения

Рамсес II (правил в 13 веке до н. э.) был третьим царем 19-й династии (1292–1191 до н. э.) Древнего Египта, чье правление (1279–1213 до н. э.) было вторым по продолжительности в истории Египта.

Помимо войн с хеттами и ливийцами, он известен своими обширными строительными программами и множеством колоссальных статуй, которые можно найти по всему Египту.

Исторический фон

Семья Рамсеса, не царского происхождения, пришла к власти через несколько десятилетий после правления религиозного реформатора Эхнатона (Аменхотепа IV, 1353–36 гг. до н. э.) и приступила к восстановлению египетской власти в Азии, которая пришла в упадок при Эхнатоне и его преемнике Тутанхамоне.

Отец Рамсеса, Сети I, подчинил ряд мятежных принцев в Палестине и южной Сирии и вел войну с хеттами Анатолии, чтобы вернуть те провинции на севере, которые во время недавних волнений перешли из-под египетского контроля под контроль хеттов.

Сначала Сети добился некоторого успеха против хеттов, но его достижения были лишь временными, поскольку к концу его правления враг прочно обосновался на реке Оронт в Кадеше, сильной крепости, защищенной рекой, которая стала ключом к их южной границе.

Во время своего правления Сети дал наследному принцу Рамсесу, будущему Рамсесу II, особый статус регента. Сети обеспечил его царским домом и гаремом, и молодой принц сопровождал своего отца в его походах, так что когда он пришел к единоличному правлению, у него уже был опыт царства и войны.

Примечательно, что Рамсес был назначен преемником в необычно молодом возрасте, как будто для того, чтобы гарантировать, что он действительно унаследует трон. Он был назначен капитаном армии, когда ему было всего 10 лет; в этом возрасте его звание, несомненно, было почетным, хотя он, возможно, уже проходил военную подготовку.

Поскольку дом его семьи находился в дельте реки Нил, и чтобы иметь удобную базу для походов в Азию, Рамсес построил для себя полноценный город-резиденцию под названием Пер Рамессу («Дом Рамсеса»; библейский Рамсес), который славился своей красивой планировкой, садами, фруктовыми садами и приятными водами.

Каждая из его четырех четвертей имела свое главенствующее божество: Амон на западе, Сет на юге, королевская богиня-кобра Уаджет на севере и, что примечательно, сирийская богиня Астарта на востоке. Мода на азиатских божеств выросла в Египте, и сам Рамсес имел явные склонности в этом направлении.

Первым публичным актом Рамсеса после его вступления на единоличное правление было посещение Фив, южной столицы, на великий религиозный праздник Опет, когда бог Амон из Карнака «совершал» государственный визит на своей церемониальной барже в храм Луксора.

Возвращаясь домой на север, царь прервал свое путешествие в Абидосе, чтобы поклониться Осирису и договориться о возобновлении работы над великим храмом, основанным там его отцом, которая была прервана смертью старого царя. Он также воспользовался возможностью назначить новым верховным жрецом Амона в Фивах человека по имени Небвененеф, верховного жреца Анхура в соседнем Тисе (Тинис).

Военные действия

Похоже, что, помимо его обширной строительной деятельности и его знаменитого города-резиденции, репутация Рамсеса как великого царя в глазах его подданных во многом основывалась на его славе как воина.

На четвертом году своего правления он повел армию на север, чтобы вернуть навсегда потерянные провинции, которые его отец не смог завоевать. Первая экспедиция была направлена ​​на усмирение мятежных местных династий в южной Сирии, чтобы обеспечить надежный плацдарм для дальнейшего продвижения.

Он остановился у реки Аль-Калб около Бейрута, где установил надпись, чтобы зафиксировать события кампании; сегодня от неё ничего не осталось, кроме его имени и даты; всё остальное выветрилось.

На следующий год основная экспедиция отправилась в путь. Её целью была крепость хеттов в Кадеше. Следуя по прибрежной дороге через Палестину и Ливан, армия остановилась, достигнув юга земли Амора, возможно, в окрестностях Триполи.

Там Рамсес отделил специальную оперативную группу, обязанностью которой, по-видимому, было обезопасить морской порт Симира и оттуда пройти вверх по долине реки Элеутерус (Аль-Нахр аль-Кабир), чтобы воссоединиться с основной армией в Кадеше.

Затем основные силы возобновили свой поход к Оронту, армия была организована в четыре дивизии колесниц и пехоты, каждая из которых состояла, возможно, из 5000 человек.

Перейдя реку с востока на запад у брода Шабтуна, примерно в 13 км от Кадеша, армия прошла через лес и вышла на равнину перед городом.

Два захваченных в плен хеттских шпиона дали Рамсесу ложную информацию о том, что основная армия хеттов находится в Алеппо, на некотором расстоянии к северу, так что царю показалось, что ему нужно иметь дело только с гарнизоном Кадеша.

Только когда армия начала прибывать на стоянку перед Кадешем, Рамсес узнал, что основная армия хеттов на самом деле скрывается за городом.

Рамсес немедленно отправил гонцов, чтобы поторопить оставшиеся силы, но, прежде чем удалось предпринять какие-либо дальнейшие действия, хетты ударили силой в 2500 колесниц, по три человека на колеснице против двух египетских.

Передовые египетские подразделения, застигнутые врасплох, были разбиты и бежали в беспорядке, оставив Рамсеса и его небольшой корпус домашних колесниц полностью окруженными врагом и отчаянно сражающимися.

К счастью для царя, в критический момент битвы на месте происшествия появилась оперативная группа Симира, чтобы соединиться с основной армией и таким образом спасти ситуацию.

Результатом битвы стала тактическая победа египтян, поскольку они остались хозяевами пораженного поля, но стратегическое поражение, поскольку они не взяли и не смогли взять Кадеш.

Ни одна из армий не была в состоянии продолжить действия на следующий день, поэтому было заключено перемирие, и египтяне вернулись домой.

Битва при Кадеше является одной из немногих битв со времен фараонов, о которых сохранились реальные подробности, и это из-за гордости царя за его позицию против больших трудностей; изображения и отчеты о кампании, как официальный отчет, так и длинная поэма на эту тему, были вырезаны на стенах храмов в Египте и Нубии, и поэма также сохранилась на папирусе.

Неудача с захватом Кадеша отразилась на престиже Египта за рубежом, и некоторые мелкие государства Южной Сирии и Северной Палестины под египетским сюзеренитетом восстали, так что Рамсесу пришлось укрепить северную границу азиатского царства Египта, прежде чем снова бросить вызов хеттам.

На восьмом или девятом году своего правления он взял ряд городов в Галилее и Аморе, а на следующий год он снова был на реке Аль-Кальб.

Возможно, на 10-м году он прорвал оборону хеттов и завоевал Катну и Тунип, где во время внезапного нападения хеттов он вступил в битву без доспехов, и удерживал их достаточно долго, чтобы в Тунипе была воздвигнута его статуя как повелителя.

Многие сражения в войнах Рамсеса II происходили на горе Тавор.[2]

В дальнейшем наступлении он вторгся в Коде, возможно, в регион между Александреттой и Каркемишем. Тем не менее, как и его отец до него, он обнаружил, что не может постоянно удерживать территорию так далеко от базы против постоянного давления хеттов, и после 16 лет прерывистых войн в 1258 г. до н. э. был заключен мирный договор между равными великими державами, и его положения были взаимными.

После окончания войн две страны установили дружеские связи. Регулярно обменивались письмами по дипломатическим вопросам; в 1245 году Рамсес заключил брак со старшей дочерью хеттского царя, и возможно, что позднее он женился на второй хеттской принцессе.

Помимо борьбы с хеттами, были карательные походы против Эдома (в египетских документах того периода называется Сеир[3][4]), Моава и Негева и более серьезная война против ливийцев, которые постоянно пытались вторгнуться и обосноваться в дельте; вероятно, Рамсес принимал личное участие в ливийской войне, но не в мелких походах.

Около 1280 г. до н. э. Ашкелон восстал против Рамсеса II, который подавил восстание; это завоевание изображено на рельефах в Карнакском храме.[5]

Рамсес II успешно защитил Египет от вторжений «народов моря».[6]

Последняя часть правления, по-видимому, была свободна от войн.

Рамсес II начал восстановление укреплений и храмов Бейт-Шеана.[7] Город был перестроен, усилен гарнизон, через него проходили войска во время военных действий.[8]

В Яфо обнаружена также стела 13 в. до н. э. с надписью, повествующей об удачной охоте фараона Рамсеса II. При нём там действовал порт («Ворота Рамсеса»), остатки которого сохранились до нашего времени.[9]

Стела Рамсеса II (известная среди местных жителей как «Камень Иова») была найдена в древнем Наве (ныне в Сирии).[10]

Процветание во время правления Рамсеса II

Одним из показателей процветания Египта является количество храмовых построек, которые могли себе позволить цари, и на этом основании правление Рамсеса II является самым примечательным в египетской истории, даже с учетом его большой продолжительности.

Именно это, в сочетании с его доблестью в войне, изображенной в храмах, заставило египтологов 19-го века окрестить его «Великим», и это, по сути, то, как его подданные и потомки видели его; для них он был царем par excellence.

Девять царей 20-й династии (ок. 1190–ок. 1077 до н. э.) называли себя его именем; даже в последовавший за этим период упадка считалось честью иметь возможность претендовать на происхождение от него, и его подданные называли его ласковым сокращением Сесе.

В Египте он завершил большой гипостильный зал в Карнаке (Фивы) и продолжил работу над храмом, построенным Сети I в Абидосе, оба из которых остались незавершенными после смерти последнего.

Рамсес также завершил погребальный храм своего отца на западном берегу Нила в Луксоре (Фивы) и построил один для себя, который теперь известен как Рамессеум.

В Абидосе он построил свой собственный храм недалеко от храма своего отца; в его городе-резиденции также было четыре главных храма, не говоря уже о меньших святилищах.

В Нубии (Нилотский Судан) он построил не менее шести храмов, из которых два, высеченные в скале в Абу-Симбеле, с их четырьмя колоссальными статуями царя, являются самыми великолепными и самыми известными.

Строительство большего из двух храмов было начато при Сети I, но в основном было выполнено Рамсесом, в то время как другой был полностью обязан Рамсесу.

Помимо строительства Пер Рамессу, его наиболее примечательная светская работа, насколько известно, включала копание колодца в восточной пустыне на пути к золотым рудникам Нубии.

О личной жизни Рамсеса практически ничего не известно. Его первой и, возможно, любимой царицей была Нефертари; меньший храм в Абу-Симбеле был посвящен ей. Она, кажется, умерла сравнительно рано во время правления, и её прекрасная гробница в Долине цариц в Фивах хорошо известна.

Другие царицы, чьи имена сохранились, были Исинофра, которая родила царю четырех сыновей, среди которых был будущий преемник Рамсеса, Мернептах; Меритамон; и Матнефрура, хеттская принцесса.

В дополнение к официальной царице или царицам, царь обладал большим гаремом, как это было принято, и гордился своей большой семьей из более чем 100 детей.

Лучший портрет Рамсеса II — это прекрасная статуя его в молодости, которая сейчас находится в Египетском музее Турина; его мумия, хранящаяся в Египетском музее в Каире, представляет собой очень старого человека с длинным узким лицом, выдающимся носом и массивной челюстью.

Правление Рамсеса II знаменует собой последний пик императорской власти Египта. После его смерти Египет был вынужден перейти к обороне, но сумел сохранить свой сюзеренитет над Палестиной и прилегающими территориями до конца 20-й династии, когда миграция воинственных народов моря в Левант положила конец власти Египта за его пределами.

Рамсес II, должно быть, был хорошим воином, несмотря на фиаско при Кадеше, иначе он не смог бы проникнуть так далеко в империю хеттов, как он это сделал в последующие годы; он, по-видимому, был компетентным администратором, поскольку страна процветала, и он, безусловно, был популярным царем.

Однако часть его славы, несомненно, следует отнести к его таланту к публичности: его имя и записи его подвигов на поле битвы были найдены повсюду в Египте и Нубии.

Рамсес II и евреи

Косвенным свидетельством пребывания израильтян в Египте служит упоминание в египетских источниках середины 15 в. до н. э.— середины 12 в. до н. э. групп, именуемых апиру, то есть хабиру или хапиру, известных из аккадских, Эль-Амарнских и других источников.

Сохранилось письмо египетского чиновника эпохи царствования Рамсеса II (1290–24 гг. до н. э.), в котором сообщается о выдаче продовольствия апиру, доставляющим камень для строительства храма Рамсеса, то есть, по всей видимости, занятым на строительстве города Пер-Рамсес.

Библия (Исх. 1:8–11), со своей стороны, повествует:

« И восстал в Египте новый фараон, который не знал Иосифа... И поставили над ним [народом сынов Израилевых] начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Питом и Ра‘амсес, города для запасов. »

Пер-Рамсес (библейский Ра‘амсес) и Пер-Атом (библейский Питом) были построены в царствование Рамсеса II и, следовательно, именно он был упоминаемым в Библии фараоном-поработителем.

Таким образом, исход Израиля из Египта произошел либо в царствование Рамсеса II, либо (ср. Исх. 2:23) в самом начале царствования его сына Мернептаха, так как на стеле, увековечивающей победы последнего в Ханаане, Израиль упомянут в качестве народа, а не страны, что указывает, что израильтяне еще не создали там оседлых поселений.

Раскопки на территории древнего Ханаана показывают, что многие поселения были разрушены в течение 13 в., особенно — в последней его трети. Эти разрушения, по всей видимости, связаны с завоеванием страны племенами израильтян. Тем самым, Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э.

См. также

Примечания

Источники