Львувек
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
22/12/2025 | |
посёлок
Львувек
Lwówek
|
||||||||||||||
|
Льву́век (Lwówek) - посёлок в Польше.
Содержание |
Общие сведения о местечке
Львувек расположен в западно-центральной Польше, в Великопольском воеводстве, в Новотомысльском повяте, в 74 км к западу от Познани и в 376 км к западу от Варшавы.
Он стоит на реке Чарна-Вода.
История Львувека восходит как минимум к началу XV века. В пределах нынешних городских границ располагались две деревни, принадлежавшие Сендзивую Остророгу: Войшино и Венцевойшино.
В 1414 году они были объединены, получив от Владислава Ягелло городские права под названием Войшино. В 1419 году Сендзивой основал новое образование под названием Львув на землях Войшина и Венцевойшина, которому он передал недавно приобретенные Войшином городские права. В XVI веке Львув сменил название на Львувек.
В старопольский период город развивался благодаря усилиям сменявших друг друга поколений владельцев, хотя его развитию иногда препятствовали пожары и военные действия (включая Шведский потоп и Барскую конфедерацию).
К концу XVI века здесь действовало несколько гильдий, включая портных, кузнецов, солодовников, суконщиков, сапожников и скорняков. После угасания рода Остроругов в 1623 году Львувек перешёл в руки рода Опалиньских, затем рода Тромпчинских, а затем рода Павловских. В марте 1696 года сильный пожар уничтожил большую часть построек.
В 1748 году имение Павловских было разделено, и в 1760 году Львувек перешёл к роду Коржбок-Лонцких. В 1793 году город оказался в границах Пруссии. В 1806 году Мельхиор Коржбок-Лонцкий профинансировал формирование кавалерийского полка, который присоединился к армии Наполеона. К 1811 году в Львувеке проживало 1459 жителей в 223 домах.
В 1815 году город вошёл в состав Великого княжества Познанского. Промышленное развитие Львувека началось после 1830 года, когда, среди прочего, были построены маслобойня и кирпичный завод. Это развитие было ограничено, поскольку в 1870 году, по просьбе владельцев, город был обведён линией Познань-Берлин Марш-Познанской железной дороги (проходящей через Опаленицу, в 25 км).
В 1837 году в городе проживало 2449 жителей. Город всё ещё был окружён рвом. Источниками дохода, среди прочего, были четыре ярмарки.
В 1871 году население достигло 2456 человек, а в 1881 году – 2466.
На рубеже XX века здесь действовали сберегательная касса, народный банк, кооператив «Рольник», крестьянский кружок, таможня, почтовое отделение третьего класса и телеграфная станция.
Окрестности были известны выращиванием хмеля, а сам город – производством пива. В 1896 году туда пришла узкоколейная железная дорога из Опаленицы (действовала до 1996 года).
В 1918 году Львувек вернулся в состав Польши, будучи оккупированным во время Великопольского восстания. Расположенный на западной окраине страны, он служил местным торговым и экономическим центром. В 1921 году в нём проживало 2502 человека, а в 1939 году – 2750.
В начале сентября 1939 года он попал под немецкую оккупацию. 5 ноября 1939 года немцы депортировали еврейское население, а 7 ноября – и польское.
В настоящее время коммуна Львувек является сельскохозяйственным и промышленным поселением. Большинство предприятий занимаются сферой услуг и торговлей, а основными культурами являются вишня, черешня, яблоки и спаржа.
Население (2023) 2,923 чел.[1]
Евреи в местечке
Первые упоминания о евреях в Львувеке относятся ко второй половине XVII века, хотя некоторые историографические исследования относят начало поселения к концу XVI века.
Известно, что во второй половине XVII века там жил хирург по имени Мась. Еврейская община существовала там, по крайней мере, с 1719 года.
Местная еврейская община процветала в XVIII веке благодаря привилегии на поселение, дарованной евреям владельцем Львувека, кастеляном Бехова, Адамом Казимежом Павловским из Вербно. Это разрешение было даровано 20 июня 1725 года.
Привилегия гласила:
Евреям разрешается ежегодно избирать из своей среды старейшин для ведения между собой суда по своим законам.
Им разрешается торговать железом, сукном, верёвками, шкурами, тесьмой, шёлковыми принадлежностями, шерстью, всякими тканями и шерстью, при условии, что они не покупают церковных или придворных товаров.
Им разрешается резать и продавать в городе волов, коров, тёлок и шкуры. Им разрешается брать волов, коров, телят, шпоры и другой скот у чужих евреев, покупающих товары из имения господина; чужим евреям разрешается торговать только во время ярмарки.
Только по важным делам им разрешается приносить присягу. По окончании срока владения имением им будет отведён участок земли под кладбище.
Они также будут служить в городской страже и платить солдатский взнос, который должен составлять 24 злотых в месяц. Старосты освобождаются от этой обязанности.
Каждый должен иметь шланг и вёдра для воды; за нарушение штраф 5 гривен.
В спорах между христианином и евреем старейшины должны судить справедливо; допускается апелляция к владельцу. Если еврей пострадал от христианина, он должен пожаловаться мэру или войту; допускается апелляция к владельцу.
Согласно еврейскому закону, в других городах чужие евреи должны платить 3 гроша за шкуру, но евреи из Львувека не должны покупать у них в городе, предместьях или сельской местности без разрешения гильдии сапожников и меховщиков. Им разрешено покупать марлицу и шкуры в деревнях.
Евреи портняжного и мехового ремесел могут вступать в гильдию, внеся четыре фунта воска и взнос. Им не разрешается торговать солью, сельдью или вяленой рыбой в городе; за нарушение штраф 30 гривен.
Синагога и еврейские дома освобождены от арендной платы замку. Раввин может быть нанят по желанию львувецких евреев.
Решение о создании львувецкой синагоги без одобрения замка недействительно.
Им не разрешается использовать музыку на свадьбах без согласия приходского священника.
Чужим евреям не разрешается быть канторами в синагоге во Львувеке, а львувецкие евреи обязаны ежегодно жертвовать этому кантору 10 злотых. Львувецким евреям разрешено ходить на христианское кладбище только до ограды.
Ни один еврей, ни какой-либо из сеньорских агентов львовецкой синагоги не освобождены от еврейских налогов, за исключением Якова Рейера, как пожилого и знатного человека.
Чужой еврей может быть принят или не принят в еврейскую общину львувека. Чужие евреи из города Львувека, по всей его территории, не должны препятствовать львувецким евреям в их торговле и покупках.
Однако чужим евреям из Польши, Силезии, маркграфства и т.д. разрешено покупать шерсть в замке и поместьях, принадлежащих Львувекскому замку, а также волов, коров, амбары и любую другую собственность, принадлежащую замку, включая аренду и водку.
Таким евреям не нужно платить взнос в еврейскую синагогу.
Желающие построить дома получат лес от пана.
За согласие и плату евреи Львувека будут поставлять замку мясо, а в качестве пищи для птиц они будут бесплатно предоставлять замку сердца забитых животных.
Замок не будет предоставлять евреям Львувека шкуры быков, коров, телят и т.д., а также медведей, волков или лисиц. Евреи Львувека не будут принимать из замка помои, овец или скот. Замок не будет продавать им лошадей и не будет принимать у них лошадей или повозки.
Они могут покупать cоль и сельдь для собственных нужд, где им заблагорассудится. Замок не будет продавать им рыбу, но им будет разрешено покупать её для собственных нужд, когда у господина появится свободная продажа.
Им запрещено привозить в замок телят и сало. Им не разрешается покупать скот в деревнях у крестьян, не имеющих богатств, с Адвента до апреля, под страхом штрафа в 20 гривен.
Евреям, имеющим лошадей, разрешено привозить дрова из леса каждый понедельник. Даже если во Львувеке будет проживать 100, 200 или более евреев, они не должны были жертвовать замку более 2000 злотых в год.
В 1789 году евреи Львувека были обязаны платить дань и подати замку. Синагога выплачивала 200 злотых двумя частями; сахар ежегодно жертвовался «девяти головам»; во время выборов старейшин – 3 злотых; торговцы лошадьми – 200 злотых; владельцы корчм – 126 злотых; и евреи-пекари – 18 злотых.
Львувек и прилегающие поместья перешли во владение семьи Коржбок-Лонцких в конце XVIII века. Самуил, основатель купеческого рода Эфраимов во Львувеке, был одним из подписантов мирового договора 1797/1799 года между еврейской общиной Львова и Мельхиором Лонцким из Болевиц.
Соглашение было подписано 30 ноября 1793 года. Евреи согласились платить 200 флоринов ежегодно за право торговать лошадьми и пользоваться пастбищами. Кроме того, они должны были платить 7 дукатов в год за торговлю овощами и 10 дукатов за торговлю сахаром. Им также разрешалось разливать пиво, произведенное в бочках.
Владелец разрешал ввозить до 2 тонн товаров в неделю. Соглашение также регламентировало штрафы за нарушение закона. Владелец выдал разрешение на строительство дома раввина и обязался предоставить материалы.
В конце XVIII века в городе проживало 443 еврея, в том числе 27 портных (из 38 во всем Львове) и 10 скорняков (из 15).
В августе 1813 года город был уничтожен пожаром. Синагога и многие еврейские постройки сгорели; многие евреи покинули город в то время.
Владелец пожертвовал материалы для строительства новой синагоги.
В совет общины в то время входили Давид Манассе, Вольф Самуэль и Зелиг Шверин, а раввином был Якоб Кон Спиро. Следующими раввинами в Львувеке были: Мойжеш Габриэль Самтер из Лешно (1832–1837), М. Л. Спиро (до 1845), Якуб Хамбургер (1852–1859), Левин Липшютц. Левенталь (1876–1881), Мейер Ашкеназе (1883–1885).
Синагога была перестроена в 1858 году. С 1834 года в городе работала еврейская начальная школа. Изначально школа была двухклассной, но в 1878 году она стала одноклассной. В 1898 году её посещали всего 45 детей, а в 1909 году — двадцать.
Во второй половине XIX века (в 1871 году) синагогу Львувека посещали 540 евреев — это был пик численности общины. Но впоследствии еврейская община постепенно пришла в упадок и к 1880 году достигла 445 человек при общей численности населения в 2466 человек.
К 1905 году во Львувеке проживало всего 225 евреев, что составляло примерно 10% населения.
Местные евреи массово бежали в Германию. В связи с сокращением числа верующих общины Львувека и Пнева были объединены в 1904 году. В 1907 году во Львувеке проживало 180 евреев.
После Великопольского восстания 1918–1919 годов Львувек вернулся под власть поляков. В результате большинство оставшихся евреев, воспитанных в немецкой культуре и говоривших по-немецки, покинули город.
В 1920-х годах еврейская школа была закрыта, а последние ученики были отправлены в евангелическую школу.
Но в 1939 году несколько семей из советской зоны оккупации Польши обосновались во Львувеке. Они были включены в общину, охватывавшую Новый Томысль и Збоншинь.
В 1939 году во Львувеке проживало 28 евреев.
Во время немецкой оккупации Польши евреи Львувека были депортированы 7 ноября 1939 года в Бук. Там собралось около 1300 человек, в том числе из Нового Томысля, Шамотул, Пневов, Вронок, Серакува и Клецко.
Затем их депортировали в транзитный лагерь в Млынево под Гродзиском, а оттуда – в Генерал-губернаторство.
Утверждается, что Холокост пережила только смешанная еврейско-немецкая семья Фукс. После войны они вернулись во Львувек и в 1960 году эмигрировали в Израиль.
См. также
Литература
- Karwowski S., Lwówek i jego dziedzice, Poznań 1914.
- Konieczny S., Dzieje Żydów lwóweckich w zarysie, „Bibliotecznik. Jednodniówka wydawana przez bibliotekę publiczną miasta i gminy Lwówek” z 16–17.06.2014, ss. 1–2.
- Lwowek, [w:] The Encyclopedia of Jewish Life Before and During the Holocaust, red. S. Spector, G. Wigoder, t. 2, New York 2001, s. 775.
- Lwówek, [w:] Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich, red. F. Sulimierski, B. Chlebowski, W. Walewski, Warszawa 1884, t. V, s. 554.
- Ziółkowska A., Szamotuły w latach II wojny światowej, Muzeum – Zamek Górków w Szamotułach / dostęp: 02.01.2021.